8 (800) 250-19-29
Горячая линия для абитуриентов

Задать вопрос руководителю
Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России

Династия Штеба

«Жизнь прожить не поле перейти! По счету кажется много – девяносто пять! Это много! А начинаешь вспоминать, кажется, это было вчера…

Много чего пришлось пережить: война, когда мужчины ушли на фронт, а мы, женщины остались в тылу, где порой приходилось выполнять отнюдь не женскую работу. Во время войны я работала на Хромпиковом заводе (г. Первоуральск) на грузовой машине ЗИС-5, лесовозе. Возила длинномерный лес с прицепом. Сколько было всяких непредвиденных ситуаций, из которых приходилось выходить самой, а ведь мне было тогда 23 года. Да и от кого можно было ждать помощи: все было в дефиците, ведь шла война и вся техника была на фронте.

В 1945 г, когда мужчины пришли с фронта, я пересела на машину скорой помощи и до рождения моего четвертого ребенка проработала шофером на ней…

Сыну Саше было полтора годика, когда к нам пришел пожарный инспектор с проверкой электропроводки, наш знакомый Кинев И.С. Мы разговорились, он удивился, что я сижу дома, не работаю, а когда понял причину, говорит: «А если мы через завком и партком вопрос этот решим, чтобы ребенка устроить в ясли, а ты пойдешь к нам на боевую машину, нам нужен водитель».

Я решила посоветоваться с мужем, на что Иван сказал: «Справишься ли? Там машины большие ЗИС-150 и ЗИЛ-164, ты же на газоне привыкла».

«Надо, ‒ говорю ‒, попробовать, главное – график работы хороший, сутки через трое».

Сначала я работала на ЗИС-150 на втором ходу, который выезжал на городские пожары. Первый ход или, как назывался, расчет, охранял завод. Вскоре мы получили новую машину ЗИЛ-130, автоцистерну ПН-30. Машина, что надо, маневренная, легкая в управлении! Теперь моя машина стала первым расчетом охраны и была соединена с охраной ВОХР, так что нам, водителям, приходилось ходить на стрельбише и сдавать зачеты. У меня лучший результат по стрельбе 89 из 100 возможных.

Вскоре начальник охраны Мизгирев П.В. вызвал меня и сказал, чтобы я принимала всю документацию на технику. Так с весны 1960 года я стала старшим водителем ВОХР. Зарплату повысили на 10%, ужасно много! Оклад был у водителей 150 рублей. У меня были надбавки за классность – 10%, уральские – 10% и старшинство – 10%, в сумме 30%, то есть 45 рублей. Для сравнения по тем временам мясо стоило 2 рубля за кг, хлеб – 18-20 копеек.

Вот так я с 1956 г. по июль 1970 г и проработала в пожарной части».

Это небольшая страничка из жизни обычной русской женщины, которой также как, и всем женщинам было нелегко в то время. Но несмотря, ни на что они выстояли, они вынесли на своих хрупких плечах все тяготы войны и послевоенного времени, и при этом – остались женщинами: любили, рожали и воспитывали детей, занимались творчеством, просто – жили, трудились и никого не обвиняли.

И пусть у моей бабушки, как и у многих других, нет наград, но они честно жили и честно выполняли свой долг перед своей страной и своей семьей. Светлая память тебе, моя дорогая, бабушка, Екатерина Александровна!

Из книги «Мои воспоминания» Е.А. Бобылевой

Штеба Татьяна Валерьевна. Доцент кафедры Пожарной безопасности технологических процессов и производств. Служба в МЧС с 2005 по 2016 г.