8 (800) 250-19-29
Горячая линия для абитуриентов

Задать вопрос руководителю
Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России

Научная деятельность Лупановой А.В.

Перечень профильных научных мероприятий

1. Система менеджмента качества как инструмент оценки качества образовательных услуг в Уральском институте государственной противопожарной службы МЧС России. III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Техническое регулирование в едином экономическом пространстве». Екатеринбург, 20 мая 2016 г. (заочное участие)

2. Значение понимания внутренней и внешней среды организации для управления рисками в системе менеджмента качества. Дни науки Уральского института ГПС МЧС России «Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности». Екатеринбург, 6-9 декабря 2016 г. (очное участие)

3. Изучение современных тенденций в сфере технического регулирования при подготовке специалистов в области пожарной и техносферной безопасности. Школа молодых ученых и специалистов МЧС России. Иваново, 17-19 мая 2017 г. (очное участие)

4. Перспективы применения риск-ориентированного подхода в Уральском институте ГПС МЧС России в условиях актуализации стандартов ИСО серии 9000. Дни науки Уральского института ГПС МЧС России «Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности». Екатеринбург, 22-26 мая 2017 г. (очное участие)

5. Процесс управления рисками при подготовке специалистов пожарной безопасности. Дни науки Уральского института ГПС МЧС России «Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности». Екатеринбург, 4-8 декабря 2017 г. (очное участие)

6. Создание комплексной системы менеджмента качества в ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России. V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Техническое регулирование в едином экономическом пространстве». Екатеринбург, 22 мая 2018 г. (заочное участие)

7. Оценка качества образовательного процесса в ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России. Школа молодых ученых и специалистов МЧС России - 2018. Москва, 4-8 июня 2018 г. (очное участие)

8. Методика преподавания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» в ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России. Международная научно-практическая конференция «Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Санкт-Петербург, 01 июня 2018 г. (заочное участие)

9. Методика составления реестра риска в образовательных организациях МЧС России. Научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности». Екатеринбург, 3-7 декабря 2018 г. (очное участие)

10. Применение риск-ориентированного подхода при организации подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. III Международная научно-практическая конференция, посвященная Всемирному дню гражданской обороны «Гражданская оборона на страже мира и безопасности». Москва, 1 марта 2019 года. (очное участие)

Перечень научных публикаций по теме диссертационного исследования и/или по проблематике, связанной с темой НКР адъюнкта

Издания, рекомендованные ВАК РФ

1. Лупанова А.В. Перспективы применения риск-ориентированного подхода в Уральском институте ГПС МЧС России в условиях актуализации стандартов ИСО серии 9000 / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко, А.В. Софьина //  Техносферная безопасность: научный электронный журнал. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. № 2 (15). – 88 с.

Другие издания

2. Лупанова А.В. Система менеджмента качества как инструмент оценки качества образовательных услуг в Уральском институте государственной противопожарной службы МЧС России / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко // Молодой ученый: международный научный журнал, №№ 12.3 (116.3) / 2016.

3. Лупанова А.В. Особенности управления рисками при подготовке специалистов в области пожарной безопасности // А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко, А.Г. Черкасский, А.В. Софьина // Техносферная безопасность: научный электронный журнал. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. № 1 (14). – 92 с.

4. Лупанова А.В. Значение понимания внутренней и внешней среды организации для управления рисками в системе менеджмента качества / А.В. Лупанова // Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности [Текст] : материалы Дней науки (6-9 декабря 2016 г.) в 2-х частях / сост. М. Ю. Порхачев, О. Ю. Демченко. – Екатеринбург : Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. Ч. 2 / сост. М. Ю. Порхачев, О. Ю. Демченко. – 2017. – 115 с.

5. Лупанова А.В. Изучение современных тенденций в сфере технического регулирования при подготовке специалистов в области пожарной и техносферной безопасности / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко // Школа молодых ученых и специалистов МЧС России: сборник материалов, Иваново, 17-19 мая 2017 г. – Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС Россия, 2017. – 336 с.

6. Лупанова А.В. Процесс управления рисками при подготовке специалистов пожарной безопасности / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко // Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности [Текст] : материалы Дней науки с международным участием (4-8 декабря 2017 г.), посвященных Году гражданской обороны в 2-х частях / сост. М. Ю. Порхачев, О. Ю. Демченко. – Екатеринбург : Уральский институт ГПС МЧС России, 2018. Ч. 1 / сост. М. Ю. Порхачев, О. Ю. Демченко. – 2018. – 104 с.

7. Лупанова А.В. Создание комплексной системы менеджмента качества в ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России / А.В. Лупанова, А.В. Софьина, А.Г. Черкасский // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 22 мая 2018 г. / ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2018. 242 с.

8. Лупанова А.В. Оценка качества образовательного процесса в ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко // Материалы «ШКОЛЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ – 2018». – М.: Академия ГПС МЧС России, 2018. – 215 с. (С. 116-123)

9. Лупанова А.В. Методика преподавания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» в ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко, Е.П. Воробьева, Г.А. Черкасский //  Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1 июня 2018 года / Сост. А.В. Зыков, А.А. Бобровская, Е.А. Титова, А.М. Перлин. – СПб.: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России», 2018. – 248 с. (С. 86-93)

10. Лупанова А.В. Применение риск-ориентированного подхода при организации подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко // Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны : в 3 ч. Ч. II. Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций / Алешков М. В., Заворотный А. Г., Лобынцева Е. Н. и др. – М. : Академия ГПС МЧС России, 2019. – 488 с. (С. 216-222)

11. Лупанова А.В. Выпускная квалификационная работа (стандарт организации) / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко, Е.П. Воробьева //  СТО 004-2017 «Выпускная квалификационная работа» Принят и введен в действие приказом начальника Уральского института ГПС МЧС России № 223 от 09.03.2017

12. Лупанова А.В. Проведение самообследования ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России (стандарт организации) / А.В. Лупанова, С.В. Макаркин // СТО 005-2017 «Проведение самообследования ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России» Принят и введен в действие приказом начальника Уральского института ГПС МЧС России № 237 от 13.03.2017

13. Лупанова А.В. Итоговая аттестационная работа (стандарт организации) / А.В. Лупанова, С.В. Макаркин, И.М. Беседа // СТО 005-2017 «Итоговая аттестационная работа» Принят и введен в действие приказом начальника Уральского института ГПС МЧС России № 687 от 30.06.2017

14. Лупанова А.В. Учебно-методический комплекс дисциплины (стандарт организации) / А.В. Лупанова, Е.П. Воробьева, Е.В. Кононенко // СТО 001-2018 «Учебно-методический комплекс дисциплины» Принят и введен в действие приказом начальника Уральского института ГПС МЧС России № 328 от 06.04.2018 

Материалы по НКР (в т.ч. обоснование темы):

Основной тенденцией динамично развивающейся системы МЧС России является формирование нового облика Министерства, которое базируется на современных технологиях антикризисного управления, ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Необходимым условием успешности реализации данной задачи является развитие системы подготовки кадров.
Модернизация системы образования Министерства направлена на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных организаций и их выпускников.
Прежде всего – это организация образовательного процесса через включение рискологических аспектов в структуру подготовки будущих специалистов. Это возможно осуществить через создание эффективно и результативно функционирующей системы менеджмента образовательного процесса.
В свою очередь, применение процессного подхода в настоящее время решается в условиях изменения контекста (т.е. внутренней и внешней среды) образовательных организаций МЧС России (в частности – нашего Института).
Также хотелось бы отметить, что в России готовится реформа контрольно-надзорной деятельности, которая предполагает ранжирование всех образовательных организаций по уровню риска. Очевидно, что с переходом на риск-ориентированный подход Рособрнадзором, для повышения качества образования и конкурентоспособности образовательным организациям МЧС России необходимо будет управлять рисками изнутри.
Это направление работы тесно связано с выделенными нами основными группами рисков.

1. Риски, связанные с системными факторами, действующими на образовательную организацию, - политические, экономические – и влияющими на подготовку специалистов;

2. Риски, связанные с менеджментом образовательного процесса в конкретной образовательной организации;

3. Риски, обусловленные различными уровнями подготовки и мотивации к обучению будущих специалистов пожарной безопасности.

В рамках подготовки проектов СТО «Управление контекстом» и «Управление рисками» составляется реестр рисков и предложена их классификация.

Следующий шаг при выполнении работы – это определение степени риска, т. е. приоритетности рисков. Например, риски класса A будут являться критичными в отношении ключевых целей организации. Таким риском может являться недостаточное развитие материальной базы. Риски класса В будут являться критичными для отдельных краткосрочных целей. Например, слабая профориентационная работа. Риски же класса C являются обычными для установленных целей. Например, невыполнение госзадания в пределах 10 % от запланированных показателей.

Планируется определить и применить в практике алгоритм периодической оценки приоритетных рисков.

Тема НКР: Оценка и повышение результативности процессов управления рисками при подготовке специалистов в области пожарной безопасности.

Актуальность темы исследований: определяется необходимостью применения риск-ориентированных подходов к различным аспектам управления безопасностью, качеством, конкурентоспособностью организаций в современных условиях.

Цель НКР:

1. Определение основных направлений использования риск-ориентированного мышления в практике работы образовательной организации;

2. Разработка процессного подхода к управлению рисками в образовательной организации пожарного профиля на основе современных представлений о качестве подготовки специалистов.

Задачи НКР:

1. Анализ международных и отечественных стандартов в области менеджмента с позиций применения риск-ориентированного мышления;

2. Идентификация процессов управления рисками в образовательных организациях МЧС России;

3. Определение показателей для оценки рисков и результативности управления ими;

4. Применение показателей к практике образовательной деятельности в Уральском институте ГПС МЧС России и оценка их эффективности;

5. Разработка практических рекомендаций по управлению рисками в системах менеджмента образовательных организаций высшего образования, осуществляющих подготовку специалистов пожарной безопасности.

Объект исследований: качество образовательного процесса.

Предмет исследований: применение рискологического подхода.

Методы исследований: аналитический, статистический.

Структура НКР (название глав, разделов):

1. Анализ современных подходов к управлению безопасностью и качеством, основанных на риск-ориентированном мышлении.

2. Идентификация процессов управления рисками при подготовке специалистов пожарной безопасности.

3. Разработка алгоритма обеспечения и контроля результативности процессов управления рисками при подготовке специалистов пожарной безопасности.

4. Экспериментальная проверка предлагаемых решений и разработка методической инструкции.

Предполагаемая научная новизна: применение риск-ориентированного подхода в практике обеспечения качества подготовки специалистов пожарной безопасности в специализированной образовательной организации осуществляется впервые.

Предполагаемая практическая значимость:

Специфика подготовки компетентных специалистов пожарной безопасности заключается в том, что существующая система нормативного регулирования пожарной безопасности промышленных предприятий содержит много избыточных требований, приводящих к неоправданным затратам и не гарантирующих безопасность технологических систем в целом. В то же время система менеджмента риска и надзора за его выполнением, предлагаемая международными и национальными стандартами, позволяет поддерживать заданный уровень безопасности с минимальными затратами и управлять аварийностью, снижая значения допустимого риска по мере развития экономики.
Таким образом, управление рисками как важнейшая часть менеджмента образовательного процесса в системе менеджмента качества образовательной организации непосредственно связано с формированием рискологической психологии и компетентности как преподавателей, так и выпускников.