Научная деятельность Лупановой А.В.
Перечень профильных научных мероприятий
1. Система менеджмента качества как инструмент оценки качества образовательных услуг в Уральском институте государственной противопожарной службы МЧС России. III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Техническое регулирование в едином экономическом пространстве». Екатеринбург, 20 мая 2016 г. (заочное участие)
2. Значение понимания внутренней и внешней среды организации для управления рисками в системе менеджмента качества. Дни науки Уральского института ГПС МЧС России «Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности». Екатеринбург, 6-9 декабря 2016 г. (очное участие)
3. Изучение современных тенденций в сфере технического регулирования при подготовке специалистов в области пожарной и техносферной безопасности. Школа молодых ученых и специалистов МЧС России. Иваново, 17-19 мая 2017 г. (очное участие)
4. Перспективы применения риск-ориентированного подхода в Уральском институте ГПС МЧС России в условиях актуализации стандартов ИСО серии 9000. Дни науки Уральского института ГПС МЧС России «Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности». Екатеринбург, 22-26 мая 2017 г. (очное участие)
5. Процесс управления рисками при подготовке специалистов пожарной безопасности. Дни науки Уральского института ГПС МЧС России «Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности». Екатеринбург, 4-8 декабря 2017 г. (очное участие)
6. Создание комплексной системы менеджмента качества в ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России. V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Техническое регулирование в едином экономическом пространстве». Екатеринбург, 22 мая 2018 г. (заочное участие)
7. Оценка качества образовательного процесса в ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России. Школа молодых ученых и специалистов МЧС России - 2018. Москва, 4-8 июня 2018 г. (очное участие)
8. Методика преподавания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» в ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России. Международная научно-практическая конференция «Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Санкт-Петербург, 01 июня 2018 г. (заочное участие)
9. Методика составления реестра риска в образовательных организациях МЧС России. Научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности». Екатеринбург, 3-7 декабря 2018 г. (очное участие)
10. Применение риск-ориентированного подхода при организации подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. III Международная научно-практическая конференция, посвященная Всемирному дню гражданской обороны «Гражданская оборона на страже мира и безопасности». Москва, 1 марта 2019 года. (очное участие)
Перечень научных публикаций по теме диссертационного исследования и/или по проблематике, связанной с темой НКР адъюнкта
Издания, рекомендованные ВАК РФ
1. Лупанова А.В. Перспективы применения риск-ориентированного подхода в Уральском институте ГПС МЧС России в условиях актуализации стандартов ИСО серии 9000 / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко, А.В. Софьина // Техносферная безопасность: научный электронный журнал. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. № 2 (15). – 88 с.
Другие издания
2. Лупанова А.В. Система менеджмента качества как инструмент оценки качества образовательных услуг в Уральском институте государственной противопожарной службы МЧС России / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко // Молодой ученый: международный научный журнал, №№ 12.3 (116.3) / 2016.
3. Лупанова А.В. Особенности управления рисками при подготовке специалистов в области пожарной безопасности // А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко, А.Г. Черкасский, А.В. Софьина // Техносферная безопасность: научный электронный журнал. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. № 1 (14). – 92 с.
4. Лупанова А.В. Значение понимания внутренней и внешней среды организации для управления рисками в системе менеджмента качества / А.В. Лупанова // Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности [Текст] : материалы Дней науки (6-9 декабря 2016 г.) в 2-х частях / сост. М. Ю. Порхачев, О. Ю. Демченко. – Екатеринбург : Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. Ч. 2 / сост. М. Ю. Порхачев, О. Ю. Демченко. – 2017. – 115 с.
5. Лупанова А.В. Изучение современных тенденций в сфере технического регулирования при подготовке специалистов в области пожарной и техносферной безопасности / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко // Школа молодых ученых и специалистов МЧС России: сборник материалов, Иваново, 17-19 мая 2017 г. – Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС Россия, 2017. – 336 с.
6. Лупанова А.В. Процесс управления рисками при подготовке специалистов пожарной безопасности / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко // Актуальные проблемы и инновации в обеспечении безопасности [Текст] : материалы Дней науки с международным участием (4-8 декабря 2017 г.), посвященных Году гражданской обороны в 2-х частях / сост. М. Ю. Порхачев, О. Ю. Демченко. – Екатеринбург : Уральский институт ГПС МЧС России, 2018. Ч. 1 / сост. М. Ю. Порхачев, О. Ю. Демченко. – 2018. – 104 с.
7. Лупанова А.В. Создание комплексной системы менеджмента качества в ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России / А.В. Лупанова, А.В. Софьина, А.Г. Черкасский // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 22 мая 2018 г. / ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2018. 242 с.
8. Лупанова А.В. Оценка качества образовательного процесса в ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко // Материалы «ШКОЛЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ – 2018». – М.: Академия ГПС МЧС России, 2018. – 215 с. (С. 116-123)
9. Лупанова А.В. Методика преподавания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» в ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко, Е.П. Воробьева, Г.А. Черкасский // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1 июня 2018 года / Сост. А.В. Зыков, А.А. Бобровская, Е.А. Титова, А.М. Перлин. – СПб.: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России», 2018. – 248 с. (С. 86-93)
10. Лупанова А.В. Применение риск-ориентированного подхода при организации подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко // Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны : в 3 ч. Ч. II. Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций / Алешков М. В., Заворотный А. Г., Лобынцева Е. Н. и др. – М. : Академия ГПС МЧС России, 2019. – 488 с. (С. 216-222)
11. Лупанова А.В. Выпускная квалификационная работа (стандарт организации) / А.В. Лупанова, Е.В. Кононенко, Е.П. Воробьева // СТО 004-2017 «Выпускная квалификационная работа» Принят и введен в действие приказом начальника Уральского института ГПС МЧС России № 223 от 09.03.2017
12. Лупанова А.В. Проведение самообследования ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России (стандарт организации) / А.В. Лупанова, С.В. Макаркин // СТО 005-2017 «Проведение самообследования ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России» Принят и введен в действие приказом начальника Уральского института ГПС МЧС России № 237 от 13.03.2017
13. Лупанова А.В. Итоговая аттестационная работа (стандарт организации) / А.В. Лупанова, С.В. Макаркин, И.М. Беседа // СТО 005-2017 «Итоговая аттестационная работа» Принят и введен в действие приказом начальника Уральского института ГПС МЧС России № 687 от 30.06.2017
14. Лупанова А.В. Учебно-методический комплекс дисциплины (стандарт организации) / А.В. Лупанова, Е.П. Воробьева, Е.В. Кононенко // СТО 001-2018 «Учебно-методический комплекс дисциплины» Принят и введен в действие приказом начальника Уральского института ГПС МЧС России № 328 от 06.04.2018
Материалы по НКР (в т.ч. обоснование темы):
Основной тенденцией динамично развивающейся системы МЧС России является формирование нового облика Министерства, которое базируется на современных технологиях антикризисного управления, ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Необходимым условием успешности реализации данной задачи является развитие системы подготовки кадров.
Модернизация системы образования Министерства направлена на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных организаций и их выпускников.
Прежде всего – это организация образовательного процесса через включение рискологических аспектов в структуру подготовки будущих специалистов. Это возможно осуществить через создание эффективно и результативно функционирующей системы менеджмента образовательного процесса.
В свою очередь, применение процессного подхода в настоящее время решается в условиях изменения контекста (т.е. внутренней и внешней среды) образовательных организаций МЧС России (в частности – нашего Института).
Также хотелось бы отметить, что в России готовится реформа контрольно-надзорной деятельности, которая предполагает ранжирование всех образовательных организаций по уровню риска. Очевидно, что с переходом на риск-ориентированный подход Рособрнадзором, для повышения качества образования и конкурентоспособности образовательным организациям МЧС России необходимо будет управлять рисками изнутри.
Это направление работы тесно связано с выделенными нами основными группами рисков.
1. Риски, связанные с системными факторами, действующими на образовательную организацию, - политические, экономические – и влияющими на подготовку специалистов;
2. Риски, связанные с менеджментом образовательного процесса в конкретной образовательной организации;
3. Риски, обусловленные различными уровнями подготовки и мотивации к обучению будущих специалистов пожарной безопасности.
В рамках подготовки проектов СТО «Управление контекстом» и «Управление рисками» составляется реестр рисков и предложена их классификация.
Следующий шаг при выполнении работы – это определение степени риска, т. е. приоритетности рисков. Например, риски класса A будут являться критичными в отношении ключевых целей организации. Таким риском может являться недостаточное развитие материальной базы. Риски класса В будут являться критичными для отдельных краткосрочных целей. Например, слабая профориентационная работа. Риски же класса C являются обычными для установленных целей. Например, невыполнение госзадания в пределах 10 % от запланированных показателей.
Планируется определить и применить в практике алгоритм периодической оценки приоритетных рисков.
Тема НКР: Оценка и повышение результативности процессов управления рисками при подготовке специалистов в области пожарной безопасности.
Актуальность темы исследований: определяется необходимостью применения риск-ориентированных подходов к различным аспектам управления безопасностью, качеством, конкурентоспособностью организаций в современных условиях.
Цель НКР:
1. Определение основных направлений использования риск-ориентированного мышления в практике работы образовательной организации;
2. Разработка процессного подхода к управлению рисками в образовательной организации пожарного профиля на основе современных представлений о качестве подготовки специалистов.
Задачи НКР:
1. Анализ международных и отечественных стандартов в области менеджмента с позиций применения риск-ориентированного мышления;
2. Идентификация процессов управления рисками в образовательных организациях МЧС России;
3. Определение показателей для оценки рисков и результативности управления ими;
4. Применение показателей к практике образовательной деятельности в Уральском институте ГПС МЧС России и оценка их эффективности;
5. Разработка практических рекомендаций по управлению рисками в системах менеджмента образовательных организаций высшего образования, осуществляющих подготовку специалистов пожарной безопасности.
Объект исследований: качество образовательного процесса.
Предмет исследований: применение рискологического подхода.
Методы исследований: аналитический, статистический.
Структура НКР (название глав, разделов):
1. Анализ современных подходов к управлению безопасностью и качеством, основанных на риск-ориентированном мышлении.
2. Идентификация процессов управления рисками при подготовке специалистов пожарной безопасности.
3. Разработка алгоритма обеспечения и контроля результативности процессов управления рисками при подготовке специалистов пожарной безопасности.
4. Экспериментальная проверка предлагаемых решений и разработка методической инструкции.
Предполагаемая научная новизна: применение риск-ориентированного подхода в практике обеспечения качества подготовки специалистов пожарной безопасности в специализированной образовательной организации осуществляется впервые.
Предполагаемая практическая значимость:
Специфика подготовки компетентных специалистов пожарной безопасности заключается в том, что существующая система нормативного регулирования пожарной безопасности промышленных предприятий содержит много избыточных требований, приводящих к неоправданным затратам и не гарантирующих безопасность технологических систем в целом. В то же время система менеджмента риска и надзора за его выполнением, предлагаемая международными и национальными стандартами, позволяет поддерживать заданный уровень безопасности с минимальными затратами и управлять аварийностью, снижая значения допустимого риска по мере развития экономики.
Таким образом, управление рисками как важнейшая часть менеджмента образовательного процесса в системе менеджмента качества образовательной организации непосредственно связано с формированием рискологической психологии и компетентности как преподавателей, так и выпускников.